История античности. Древнеримская мебель

8-10-2017, 20:42

О мебели мы можем составить представление по рассказам в Геркулануме.

История античности. Древнеримская мебель


Этрусское воздействие сказалось и здесь. Этот древний народ любил восточную негу и пышность. Они отделывали свои ложа слоновой костью и покрывали их восточными коврами.

Римляне употребляли как раз те же виды мебели, которая потом получит распространение в Европе. Стулья, потребляемые только женщинами, делались без ручек. Кресла главы семьи напоминали настоящий трон со спинкой и ручками. Оно было такой высоты, что на него поднимались с помощью скамейки. Использовались складные мелкие стулья, которые брали с собой в театр, например, когда там еще сидений не делали.

Кровать состояла из рамы, на которую натягивали тесьму, служащую основой для матраса и подушек. Рамы делались из дерева, позже из металла, а во времена роскоши – из слоновой кости. Кстати современную мебель можно приобрести по хорошей цене здесь.

Подушки набивали пухом, а кровати покрывали или вышитым покрывалом, или дорогими восточными коврами – те, кто побогаче.

Под влиянием Востока у римлян появились триклинии (triclinium). Он представлял собою четырехугольный стол вокруг которого располагались три ложа с трех сторон.

На каждом ложе (софе) располагались три человека, т. е. сидело там не более восьми приглашенных плюс хозяин. Каждый гость возлежал, опираясь на подушку.

Позже появились круглые столы, тогда прямые ложа заменили полукругом.

Комнатной мебели принадлежали также сундуки и шкафы. Сундуки, имевшие распространение опять-таки на Востоке, ковали из железа. Шкафы очень напоминали наши современные – ящик с полочками и дверцами, стоящий на ножках – подставках.

Красивыми были светильники, назывались они люцернами (lucernae). Все они имели форму овальной или круглой закрытой чаши с носиком посредине (для фитиля) и ручкой на противоположной стороне. Высокие люцерны чаши опирались на подставки, в виде колонны, заканчивающиеся внизу тремя ножками.

Приборами для отопления служили жаровни и небольшие переносные печки из бронзы. Кроме того, комнаты нагревались теплым воздухом, проходящим по трубам под полом.

Посуда, в основном керамическая, осталась в этрусских могилах. Употреблялась она и в республиканском Риме. Многие из ваз имели греческое происхождение. Серебряная и золотая посуда (чаши, кувшины) появились при цезарях. Все чаши, амфоры, кубки отделывались плоским рельефом. Во времена Республики из серебра делали только жертвенную посуду, да солонки. Другое дело – во времена Империи, когда из покоренных стран в Рим стянулись драгоценности со всего света. Чаши вырезывались из полудрагоценных камней, (нефрит, яшма, порфира) и отделывались золотом и янтарем. Когда серебряная посуда надоела, то на смену пришло золото (царствование Нерона). Изделия эти нельзя назвать произведениями искусства – напротив, они грубоваты и безвкусны. Большие серебряные блюда для подачи рыбы весили килограммы, рабы с трудом их несли.

Римские пиршества времен упадка нравов и общей культуры описаны римским сатириком Титом Петронием Арбитром, современником Нерона (I в н. э.) в его «Сатириконе» («Трималхиево пиршество»). Трималхий был вольноотпущенный, в прошлом рабом, а теперь ему не терпелось превзойти его рабовладельцев роскошью безумной. Там описано, как вместе с мусором, раб выметал и злополучную серебряную тарелку, случайно оброненную рабом. В серебряных же тазах мальчишки – рабы припасли мазь, которой покрывали ноги возлежащих за столом и т. д.

Роскошь сгубила Рим. Ворвавшиеся варвары – германцы, потом гунны, не дошедшие, правда, до Рима – сокрушили и жилища-дворцы, и виллы, и драгоценные предметы домашнего обихода.